RSS

Городской портал госуслуг

В Москве состоялась Межрегиональная конференция «Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности»

16:32 02.12.2016
Мэр Москвы Сергей Собянин направил приветствие организаторам участникам и гостям межрегиональной конференции «Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности».
 «Москва уделяет особое внимание тому, чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать свои способности и таланты, раскрыться как личность. Сегодня на развитие детской одаренности нацелены все столичные школы, переведенные на единые максимально высокие нормативы финансирования. Открываются инженерные, медицинские и другие профильные классы. Увеличивается число кружков и секций. Все больше школьников участвует в олимпиадном движении, ярко проявляя себя в математике, физике, географии и других предметах. Важно, что развитие детских талантов осуществляется в тесном сотрудничестве с музеями и театрами, парками и вузами столицы. Москва готова делиться опытом в области выявления и поддержки одаренных детей. В то же время нам интересна практика, наработанная в этой сфере в других регионах страны.Убежден, что конференция станет отличной площадкой для обмена мнениями, а высказанные здесь предложения найдут отражения в образовательных, воспитательных и иных программах, представляющих большой интерес для профессионального и родительского сообщества. Желаю вам, уважаемые коллеги, плодотворного общения, благополучия и новых достижений в работе», - говорится в приветствии.
Конференция.jpg 
 В Москве с 30 ноября по 1 декабря 2016 по инициативе Уполномоченного по правам человека в городе Москве прошла Межрегиональная конференция «Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности».
 Всего в конференции приняли  участие Уполномоченные по правам человека и Уполномоченные по правам ребенка из 47 субъектов РФ.  
Конференция проводится с целью определения особого подхода к реализации прав одаренных детей в рамках государственной политики в области выявления, поддержки, развития и защиты талантливых и одаренных детей, раскрытия их интеллектуального, творческого, культурного, духовного потенциалов, социальных и спортивных способностей от раннего возраста до совершеннолетия.
 В работе Конференции приняои участие: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Елена Кожемякина, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов, Митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата владыка Илларион, уполномоченные по правам человека и ребенка Центрального Федерального округа.  
«Права ребенка и права человека неразъединимы друг с другом.
 Безусловно, мы должны быть рядом и идти вместе бок о бок. Мало когда я говорю об этом, на самом деле 10 лет назад я начала свою работу как раз с одаренными детьми. Лицом к лицу столкнулась с этими вопросами. 
Да, у них есть способности, те природные дарования, которые они еще не научились понимать, что с ними делать. И здесь очень важно, чтобы грамотный, опытный педагог оказался рядом. Специалист-психолог. 
Хорошо, если это мама, которая чутко чувствует, что происходит с ее ребенком, но если этого нет. И мы выходим на второй блок проблемы не только сопровождения одаренного ребенка, создания условия для его развития и раскрытия этого таланта, но и на поиск таланта. Если сегодня в ряде регионов речь заходит о том, что сокращается последняя школа, говорить о развитии талантливых детей здесь нужно иначе. 
Нужно подходить со всех аспектов, учитывая все особенности сегодняшней социально-политической ситуации. И здесь я уверена, что важно привлекать все системы. И вот тот межведомственный характер, который мы отметили, что именно межведомственные проблемы особенно уязвимы. Именно на их пересечении множество детских проблем теряют своего покровителя. Здесь очень важно, чтобы они почувствовали уверенную руку Уполномоченных по правам человека, которые сумеют подключить и экспертов, и роль системы образования, безусловно. И роль всех сопровождающих субъектов вот этой ситуации должна быть максимально внимательна. 
Наверное, создание системы здесь тоже важно, но наряду с этим, помощь в каждой жизненной истории, каждому ребенку - и есть наша победа», - отметила Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. 
«На сегодняшний день в Москве открыто 173 школы, которые имеют инженерные классы для детей с особыми талантами. В 120 школах открыты медицинские классы.
 В 116 школах открыты кадетские классы. А Курчатовский центр на сегодняшний день объединяет 37 образовательных учреждений. Это 65 тыс. учащихся Москвы. 
Число московских школьников-победителей Всероссийской олимпиады на сегодняшний день – 699 человек. В сравнении с 2010 годом – тогда было 270 человек. 
Таким образом, почти в 3 раза увеличилось количество ребят-победителей всероссийских олимпиад. Этих ребят подготовили 214 образовательных учреждений.
 Ранее, в 2010 году было всего 74 таких образовательных учреждений. 150 московских школ входят в топ 500 по Российской Федерации. Это действительно внушительные показатели. И в международных тестах и в олимпиадах из 18 золотых медалей, которые завоевали российские школьники, ровно 50% - 9 золотых медалей получили московские школьники. Сегодня по читательской грамотности, если взять школы топ 100, то Москва занимает второе место по стандартам PISA. Это серьезное достижение, которое мы можем отметить. 
Если взять топ 300, то Москва занимает третье – пятое место. А если взять все школы нашего города, то это шестое – десятое место. Это значительный прогресс, который показывают сегодня московские школьники. А если взять математическую грамотность также по стандартам PISA, то результаты примерно такие же по первому и второму месту и если взять все школы Москвы, это седьмое – девятое место. 
Далеко позади Москвы остались многие зарубежные страны, у которых мы раньше учились, в том числе и США», - рассказала Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева.
 «По параметрам Всемирной организации здравоохранения одаренные дети относятся действительно к группе риска наряду с детьми-сиротами, детьми с проблемами здоровья, детьми с проблемами в семье. И это неслучайно.
 Потому что это действительно группа риска. Это особенные дети, которым в своей социальной среде не всегда бывает уютно и ловко. Не всегда у нас учителя умеют работать с такими детьми. 
Им кажется, что это выскочка или что он витает в облаках, или что-то еще такое проблемное. Далеко не всегда семьи, даже если хотят, знают и умеют работать с такими детьми. 
Мне кажется, что необходимо сопровождение детей на всех этапах, начиная с ситуации, когда психологи должны нам помочь выявлять проблемы. Это тоже в разных областях очень по-разному надо делать.
 У нас есть, конечно, прекрасные традиции работы с одаренными детьми. Но при этом, я хочу сказать, что есть много областей, где у нас не так все хорошо, как с музыкой, математикой и с балетом или с отдельными видами спорта. Социальная одаренность, волонтерство, добровольчество, лидерская одаренность, одаренность в области экономики и предпринимательства – это те вопросы, которые новые во многом для нас или которые нам нужно возрождать снова», - сообщил Уполномоченный по правам человека в городе Москве Евгений Бунимович. 
Среди ключевых задач конференции – обозначение основных направлений по созданию максимально благоприятных условий для одаренных детей, рассмотрение методических и психологических проблем выявления одаренных детей, определение задачи перед профессиональным сообществом по подготовке учителей, психологов, преподавателей дополнительного образования, способных работать с одаренными и высокомотивированными детьми.  
Для их реализации специалисты предлагают целый комплекс мер, в частности, предусмотреть регулярный мониторинг одаренных и высокомотивированных детей для создания каждому ребенку индивидуальных условий личностного развития. При его проведении неукоснительно соблюдать морально-этические нормы и принципы гуманистического проведения диагностик. 
В рамках системы поддержки талантливых детей - расширить практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся - ученические портфолио при приеме в вузы и др. 
 Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения одаренные дети относятся к «группе риска», поэтому они нуждаются в профессиональном сопровождении педагогов, психологов и других специалистов. Программа конференции включает в себя пленарное заседание, проведение выездных «круглых столов»: «Музейная педагогика: программа для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» (Центр эстетического воспитания ГМИ имени А.С. Пушкина «Мусейон», «Выявление и психологическое сопровождение одаренных детей, как группы риска» и «Социальная одарённость и участие в волонтерском движении» (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы»).
 В рамках конференции состоялось заседание Координационного Совета Уполномоченных по правам ребенка в Центральном Федеральном округе Российской Федерации. По итогам работы Конференции будет принята резолюция.

 Справка: В современном обществе совершенно однозначно понимание того, что одаренный ребенок — это необычный, особый ребенок. 
Всемирная организация здравоохранения отнесла одаренных детей к группе риска, обозначив «риски» в возможности этих детей навредить не только себе, если им не удастся реализовать свои способности в полной мере, но и обществу, если их одаренность трансформируется в «криминальный талант».
 Проблема образования одаренного ребенка обсуждается в профессиональном сообществе практически весь двадцатый век, а в последние годы началось активное осмысление и применения этого понятия в практической работе педагогов и психологов, поскольку это один из наиболее дискуссионных вопросов, разделяющий общество и профессионалов на два крайне противоположенных лагеря: «Все дети являются одаренными» и «Одаренные дети встречаются крайне редко».
 Новый импульс этому процессу придало постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 года №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». 
Многие профессионалы высказали сомнение в продуктивности положений данного нормативного акта, отметив, что при подготовке данного документа не только проигнорирован целый ряд методологических, научно-психологических и этических позиций, но и не разработан надежный и валидный диагностический инструментарий для выявления одаренности. Также они подчеркнули, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности.
 В последние годы работу с одаренными детьми систематизировали. Создан Федеральный реестр одаренных детей, который включает около 7 тыс. имен. Реестр - основа для отбора получателей грантов Президента России, проявивших выдающиеся способности и поступивших в вузы на очные отделения. 
Ежегодно выдается порядка пятисот грантов в размере 20 000 рублей ежемесячно.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати